О занятости граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Важнейшей целью социальной политики Российской Федерации является занятость инвалидов. На государственном уровне поставлена задача по вовлечению инвалидов во все сферы жизни общества в соответствии с положениями Международной Конвенции по правам инвалидов. Министр труда и социальной защиты Максим Топилин сказал: «Тема, о которой мы постоянно говорим и которая является зоной нашего постоянного внимания – интеграция инвалидов в жизнь общества. Принято решение о продлении программы «Доступная среда» до 2025 года. При подготовке нового этапа программы мы с вами должны очень тщательно, очень четко подойти к основным задачам, которые нам предстоит решить. Я считаю, что ключевым моментом здесь должна быть именно система интеграции инвалидов в обществе, их реабилитация, чтобы система работала в автоматическом режиме. Доступность зданий и сооружений, доступность инфраструктуры и доступность услуг, реабилитация – это все мы должны довести до автоматизма».
Надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов осуществляется должностными лицами Минтрудсоцзащиты Алтайского края, включенными в перечень, утвержденный Постановлением Администрации Алтайского края от 24.06.205 № 242.
Меры ответственности работодателей предусмотрены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
КоАП РФ (штрафы) |
|||
Статья 5.42 |
Не создание или не выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты |
Должностные лица |
5000- 10 000 руб. |
Статья 19.7 |
Непредставление или несвоевременное представление в ЦЗН информации о вакансиях, созданных для выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов |
Граждане (в т.ч. индивидуальные предприниматели)
|
100-300 руб. |
Должностные лица
|
300-500 руб. |
||
Юридические лица |
3000-5000 руб. |
В целях увеличения рабочих мест для трудоустройства инвалидов на заседании Правительства Алтайского края 31.03.2018 одобрен законопроект об установлении в регионе квоты для работодателей с численностью работников 35-100 человек в размере 3% (принятие закона планируется в июне 2018 года). При расчете квоты округление производится в сторону уменьшения.
На федеральном уровне в целях усовершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов подготовлены проекты законов о внесении изменений в отдельные законодательные акты - предполагаются к вступлению в силу с 01.01.2019 года (размещены на сайте администрации Косихинского района www.kosiha-raion.ruна страничке центра занятости 27.03.2018 года).
Исключение дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости
В соответствии с п.6 ст. 25 Закона о занятости запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера (за невыполнение которой предусмотрена ответственность по ст. 13.11.1 КоАП РФ).
При решении вопросов занятости инвалидов необходимо учитывать следующее:
а) прямая дискриминация в отношении инвалидов при решении вопросов занятости выражается в не связанном с деловыми качествами инвалида отказе в приеме на работу и продвижении по службе, в профессиональной ориентации и обучении (переподготовке), трудоустройстве преимущественно на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места;
б) косвенная дискриминация представляет собой требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов.
Косвенная дискриминация имеет место, когда положения локальных нормативных актов (нормативных предписаний) работодателя и практика их применения создают условия, препятствующие или ограничивающие выполнение работы инвалидом по сравнению с другими работниками.
Установление фактов дискриминации со стороны работодателя в отношении гражданина в связи с установлением ему инвалидности осуществляется судами по заявлению граждан, считающих, что они подверглись дискриминации в сфере труда (часть 4 ст.3 Трудового кодекса РФ).
Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют право на труд, которое гарантировано Конституцией Российской Федерации. Многие из них могут и хотят работать, получать доход, быть активными членами общества.