Что делать потребителю при обнаружении недостатков в технически сложном товаре?: памятка
Перечень технически сложных товаров, утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. N 924.К ним относятсяоборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями; системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины, лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления и др.
Когда ломается технически сложный товар, продавец зачастую вводит потребителя в заблуждение, говоря ему, что возврату или обмену не подлежит, а только гарантийный ремонт. Но это не всегда так.
Согласно абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», если в техническом сложном товаре обнаружатся недостатки в течение 15 дней со дня его передачипотребителю, то потребитель вправе вернуть товар продавцу и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо его замены на товар этой же или другой марки (модели, артикула) с перерасчетом покупной цены.
В соответствии с п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в статье 4 Закона «О защите прав потребителей», при условии, что такие требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю.
В силу п. 1 ст. 18 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 3 ст. 503 ГК РФ, по истечению 15 дней указанные выше требования потребителя подлежат удовлетворению, если:
1) обнаружен существенный недостаток товара (согласно преамбуле Закона «О защите прав потребителей» существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки);
2) нарушены установленные законом сроки устранения недостатков товара (согласно п. 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей», срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней);
3) невозможно использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков.
Обычно эти недостатки определяет экспертиза, оплаченная за счет продавца, на который имеете право присутствовать потребитель.
В адрес продавца необходимо оформить письменную претензию. Продавец должен принять претензию, поставить свою подпись, фамилию, дату получения, а также отметку о возврате товара (если товар возвращен при предъявлении претензии). В случае отказа от принятия претензии, следует направить ее заказным письмом с описью вложения с уведомлением о вручении. Срок ответа на претензию составляет 10 дней с момента предъявления требования (ст. 22 Закона). Если продавец проигнорировал все ваши требования — отказался вернуть или обменять товар, или же просто оставил без ответа вашу претензию, следует обращаться в судебный орган, по месту своего жительства или по месту нахождения продавца.
Подробную консультацию можно получить с 08.30 часов до 12.45 часов (понедельник-пятница) в ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах» по адресу: г. Новоалтайск, ул. Григорьева, д. 9, кабинет № 11. или по телефону (8385 32) 4-65-87.